Полезная информация
«Профсоюз» для риелторов
Российская гильдия риэлторов была образована практически сразу после того, как сформировался отечественный рынок недвижимости. В этом году «профсоюзу» риелторов исполняется 16 лет. Как зарождался российский рынок недвижимости и как была создана первая в России общественная организация риелторов, рассказывает вице-президент РГР, генеральный директор компании «Московский инвестиционно-торговый центр жилья» Игорь Горский.
— Игорь Михайлович, вы стояли у истоков создания рынка недвижимости. Расскажите, как это проходило?
— Можно сказать, вполне обыденно. Весной-летом 1991 года были за символическую плату приватизированы первые 50 квартир. В том же году вышло совместное постановление Моссовета и столичного правительства о создании Московской биржи жилья. У людей появилась собственность, была образована структура, посредством которой стало возможным ее продавать. Так и возник рынок жилья. Потом начали продавать землю, офисы. И жилищный рынок стали называть уже рынком недвижимости.
Кстати, практически сразу после открытия биржи была создана и регистрационная палата, которая разместилась в бывшем здании Перовского ГК КПСС на Зеленом проспекте.
— А как биржа превратилась в агенство недвижимости?
— В конце 1991 года вышел указ президента РФ Бориса Ельцина, где очень многие виды деятельности, в том числе и операции с недвижимостью, перестали определять как биржевые. И мы перерегистрировались в Московский инвестиционно-торговый центр жилья.
— Сейчас очень многие говорят, что их фирмам по 17–18 лет. От чего они ведут свой отчет?
— Скорее от начала продаж сахара или компьютеров. Компаний, которые занимались исключительно недвижимостью, в то время было мало — чтобы пересчитать их, хватило бы пальцев одной руки. А вот количество фирм, торгующих ширпотребом, исчислялось уже десятками. Этот бизнес приносил больше прибыли. К недвижимости эти организации обратились позже, многие году в 1994–1995-м…
— Первые договоры на удивление кратки, некоторые состояли всего из нескольких пунктов.
— Да. На одном машинописном листочке. Все в них очень просто и доступно, без лишних нагромождений. В то время еще недоставало опыта, никто не опасался, что если не составить подробный договор, то впоследствии могут возникнуть проблемы. Это уже потом риелторы стали отгораживаться от судебных разбирательств пунктами договора, как флажками. И он распух до нескольких страниц.
— Скажите, а почему все же приватизация стала бесплатной, хотя в самом начале эту процедуру приходилось оплачивать?
— Это так, но сумма была символической. Затем тогдашний градоначальник Гавриил Попов и Моссовет посчитали, что заработать на платной приватизации много денег нельзя, а вот добавить себе политических дивидендов, сделав ее бесплатной, можно. И приняли популистское решение, которое принесло демократам симпатии общества и позволило набрать немало политических очков. Аргумент выдвинули убедительный — люди, мол, выстрадали свое жилье, чего с них еще деньги взимать. Поэтому и сделали приватизацию бесплатной.
— А кому пришла идея объединиться в некий союз?
— Владимиру Кудрявцеву, который тогда руководил компанией «Жилищная инициатива». Он часто бывал за границей и опыта там почерпнул немало. В начале 1992 года Владимир Алексеевич предложил мне объединиться с ним. А потом мы пригласили в свой союз ряд других компаний.
— Наверное, вы помните всех поименно?
— Безусловно. У истоков стояли Владимир Кудрявцев ( «Жилищная инициатива»), Анатолий Митичкин ( «Оргкомитет»), Андрей Никитин ( «Бансо») и я. Вот мы четверо и стали инициаторами учреждения РГР.
— Вы создали структуру, и что дальше?
— Мы разослали уставные документы в российские компании. В то время их уже было немало. И летом 1992 года в гостинице «Турист» на Ленинском проспекте собрались представители 36 компаний, чтобы обсудить вопросы объединения. У Кудрявцева потрясающе светлая голова. Он просто фонтанировал идеями, которые проходили потом на ура. На этом съезде Владимир Алексеевич сформулировал задачи, стоящие перед российскими риелторами. Их бурно обсуждали и затем приняли. Тогда же к нам присоединился Константин Апрелев ( «САВВА»), и стало пять учредителей РГР.
— Президента РГР выбирают всего на два года. Это не маленький срок?
— Отнюдь. К примеру, во многих западных ассоциациях президента избирают всего на один год. Мы попробовали последовать их примеру, но потом поняли, что для России зарубежный стандарт пока не подходит, и в свой устав внесли двухгодичный срок. Думаю, со временем и мы придем к ежегодной смене руководителя.
— Наверное, поэтому и была введена «должность» президента-электа. Кстати, а как осуществляется подготовка будущего президента?
— Президента-электа избирают на съезде за год до окончания полномочий президента РГР. Он бывает на всех мероприятиях, которые проводит гильдия, и учится, как нужно вести конференции, круглые столы, диалоги с органами власти и руководителями местных ассоциаций. Он своего рода дублер действующего президента.
— Игорь Михайлович, построение структуры РГР шло по западному образцу или и свое привнесли?
— Не скажу, что у нас полностью западная модель организации, но в основе ее лежат действительно зарубежные стандарты. При создании гильдии был задействован голландский, немецкий и американский опыт. Причем последнего все-таки больше. Кстати, и сейчас контакты с американской Национальной ассоциацией риелторов (НАР) у нас наиболее тесные.
— Как бы вы сформулировали главное отличие между РГР и, к примеру, НАР?
— Почти во всех западных ассоциациях принято персональное членство, а у нас в организацию входят компании целиком. Этому есть объяснение. На Западе фирмы, как правило, работают по принципу франчайзинга. Они предоставляют частным риелторам офис, создают и оплачивают рекламу, а взамен получают часть их доходов. На эти средства компания и живет. Порой ее руководитель даже не знает всех тонкостей рынка недвижимости Москвы, но зато у его фирмы есть свой бренд, имидж, они себя хорошо зарекомендовали, достаточно раскручены. И люди идут, доверяя рекламе. В расчете, если что и произойдет, то фирма не исчезнет, поскольку у нее есть другой бизнес, который поможет выправить ситуацию. У нас же все начиналось с чистого листа, с создания юридических лиц, поэтому мы и принимали в гильдию фирмы.
— Еще совсем недавно компании могли войти в гильдию напрямую. Сегодня это возможно?
— Пока да, но в скором времени принимать начнем только ассоциированных членов. Сегодня в составе РГР уже 54 региональные ассоциации. Гильдия развивается параллельно с рынком. За прошедшие годы мы доработали западные программы и адаптировали их к российским условиям. Зарубежные специалисты, в основном американские, постоянно читают лекции нашим риелторам.
— А может РГР перейти к персональному членству?
— К этому мы и стремимся, но процесс перехода сложный. В США правила закреплены на уровне государства, которое подготовку и сертификацию риелторов отдало на откуп Национальной ассоциации. Не вступив в нее и не пройдя обучение, риелтор там просто не может работать. У нас пока не так. Сегодня РГР объединяет больше двух тысяч юридических лиц, хотя вообще их на порядок больше. Однако, поскольку нет закона, который обязывал бы состоять в РГР, большая доля компаний и даже отдельных специалистов рынка недвижимости работают самостоятельно.
— Но это не значит, что риелтор-одиночка заведомо плохой специалист?
— Конечно, нельзя полагать, что, если ты не член РГР, значит, не умеешь работать. Но все-таки в организованном обществе риелтор обязан следовать правилам профессии, а его деятельность должна быть сертифицирована. Если же специалист не состоит в ассоциации, то никто не помешает ему нарушить нормы… Подбирая себе помощника при покупке или продаже квартиры, клиенты должны об этом помнить.
— Тем более что лицензии отменили, а другого ничего не дали…
— Как это не дали? А сертификация…
— Да, РГР ввела сертификацию, но согласитесь, если раньше без лицензии нельзя было работать, то сегодня компания может оказывать услуги и не имея сертификата.
— Все это так, однако, на мой взгляд, государство правильно поступило, отказавшись регламентировать эту отрасль. Кстати, оно отменило не только лицензирование риелторской, но и многих других видов деятельности.
Да, пока сертификация необязательна, но покупатели недвижимости начали понимать, что обращаться лучше к фирмам, которые состоят в общественной организации и имеют соответствующий документ. И стремление компаний получить сертификат стало заметнее в последнее время. Потому что люди спрашивают его все чаще, а терять клиентов никому не хочется…
— Сертификация в РГР существует уже несколько лет, но пока не все фирмы охотно ее проходят. Что, на ваш взгляд, этому мешает?
— Это в Москве так, а по России картина совсем другая. К примеру, ассоциации риелторов Омска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и ряда других городов приняли положение о 100%-ной сертификации. Так что если вы член ассоциации, то работать без сертификата просто не можете.
— Единой формы договоров тоже пока нет.
— Да, у каждого региона в договоре присутствует что-то свое, но если читать текст документа, то суть его все-таки общая. Хотя в Национальной ассоциации риелторов США существует только одна стандартная форма договора для всех компаний. Это, безусловно, хорошо: удобнее работать и риелторам, и клиентам. Российское профессиональное сообщество специалистов по недвижимости пока только идет к этой унификации. И быстрее всего это происходит в Москве. Думаю, скоро все наладится.
— Но очень уж медленно развивается этот процесс…
— Как — медленно?! Американцы, когда приезжают к нам, не перестают удивляться. Они говорят, что мы за 15 лет успели сделать то, на что в Штатах ушло 100 лет. Если бы нам еще государство как-то помогало… В США, например, есть закон о риелторской деятельности, который регламентирует отношения риелторов с клиентами. У нас такого документа пока нет, хотя его необходимость очевидна. Кстати, он уже разработан и написан, но его никак не могут провести. Хорошо хоть закон о саморегулируемых организациях удалось отстоять. Мы сейчас его активно обсуждаем, вносим коррективы и предлагаем на рассмотрение депутатам. В принципе находим понимание, а что будет дальше, посмотрим. К сожалению, в ходе подготовки законопроекта риелторов на обсуждение не приглашали. А зря, думаю, при нашем участии закон получился бы намного лучше.
— Скажите, а почему у нас прижилось слово «риелтор», хотя вроде бы «маклер» ближе. Еще во времена СССР были маклеры, которые помогали гражданам с обменом квартир.
— На Западе везде риелторы. А понятие «маклер» у нас всегда носило некоторый негативный оттенок. Изначально записали «риэлтор». Теперь хотим внести это наименование в государственный реестр, но пока не удается. А вот товарный знак уже взяли.